Мне очень понравились такие слова у О. Платонова: «Для русского человека этого (внешней обрядовости) было мало, и он стремился следовать не букве, а сути Православия, так созвучного его древним верованиям, даже усиливавшим его за их счёт. Для пришельца (назначенного из Византии иноземного епископа) такое живое понимание христианской жизни казалось языческой ересью… …Добротолюбие как моральное ядро Православия… имело и отрицательную сторону. Она заключалась в соблазне отказа от литургической стороны Церкви и замене его чисто моральной стороной. Такой взгляд вёл к подрыву Православия, так как истинной верой провозглашалось только моральное совершенствование, отрицание таинства и обрядовая сторона».
Получается, буквально насильно насаждалась только и только церковная служба. В то время, как она должна была быть — по внутренней потребности.
И вот: что не через Церковь — ересь! Бог ты мой! Как же, наверное, стремились эти «пришельцы» объявить еретиками всех русских подвижников, уходивших от Церкви, строивших себе храмы по потребности! Наверное, так и было. Но люди устремлялись именно к подвижникам, как к носителям истинной веры.
И почему эта Церковь называет себя Апостольской? Ведь служение Апостолов, суть его изначально была определена Иисусом: «Идите и несите людям слово праведное». И пошли, и понесли. И разнесли повсюду.
Церковь же (учреждение) сидит по храмам и ждёт, когда к ней придут.
|