EXKURS
(где-то девяностые годы)
Сон:
Я иду по улице Свердлова.
На ступенях музея сидит человек в рясе (эта часть музея недавно отдана-возвращена церкви, вход в церковь пока со двора).
Я подхожу. Человек поднимается. Это настоятель этой церкви о. Сергий.
Мне и в жизни, и во сне и нравится, и отталкивает его улыбка. Именно с этой улыбкой он смотрит на меня, явно меня ожидавший, ожидавший, что я войду в церковь.
Я его о чём-то спросила, он ответил, сделав приглашающий жест, но тон его чуть-чуть осуждающий. Я колеблюсь, смотрю на часы (я их ещё носила). Прямо сказать о своей мнимой занятости не могу. Объяснить, почему не хочу заходить в церковь, тоже не могу.
Лицо о. Сергия обретает строго-осуждающее выражение. Затем неуловимо весь его облик трансформируется в облик Христа: иная одежда (как бы заношенная белая), выражение лица из строго-осуждающего о. Сергия преображается в строго-ожидающее.
Я удивлена метаморфозой и нахожусь только спросить нелепое: «Что между вами общего?!»
Христос кивает, как бы отвечая на мой вопрос.
(ориентировочно: август – сентябрь 2004 года)
Сон:
Я иду по улице Свердлова. Улица сильно преображена реконструкцией: обновлённые фасады, другие деревья, новенький чёрный асфальт.
В месте, где стоит церковь А. Невского, – необычно для всего облика улицы древнее не отреставрированное здание, кладка старого камня без штукатурки. Здание выглядит запустелым, но красивой архитектуры.
Я мимоходом отмечаю, что если его очистить, отреставрировать, оно будет несказуемо великолепным.
У входа в здание – три ступени (типичные древние керченские ступени – сильно вытертые широкие каменные плиты), тусклые, даже замшелые по углам.
На ступенях сидит человек в хламиде с накинутым на голову капюшоном. Я знаю, кто это, подхожу спокойно.
Он, явно дожидавшийся меня, при моём приближении встаёт, один миг внимательно-пронзительно всматривается в меня, молча кивает, поворачивается к зданию и начинает подниматься по ступеням.
Я, как будто именно для этого и пришла, поднимаюсь следом, ни о чём не размышляя, не пытаясь заговорить.
Ступени длятся и длятся, словно нескончаемы. Человек идут размеренно, не оглядываясь, но не отрываясь от меня.
Я иду так же, не задавая никаких вопросов, не удивляясь преобразованию трёх ступеней в бесконечную череду.
Здание почти не удаляется и не приближается, неизменно в облике.
Наконец, на невероятной высоте, мы входим в здание. Он быстро прошёл вперёд, и когда я оказалась внутри, увидела, что он находится на возвышении посреди здания.
(Не стоит ни на чём. Посреди – это со всех точек измерения).
Пока я оглядываю помещение, отмечая всё ту же запустелость, скрытую под этой запустелостью дивную красоту (сумрачно, своды теряются в более густом сумраке, стены пусты, всё помещение пусто, сквозь узкие стрельчатые окна почти не проходит всё тот же сумрачный свет), Он откидывает капюшон, смотрит на меня сверху, не понукая, не выражая нетерпения.
Да, это Христос. Едва я мысленно назвала Его Имя, Он преобразился: одежды стали белоснежными, Лицо просветлело, Он стал излучать сияние, но не сильное, не слепящее.
Я спокойна. Я знала, что это Он.
– Что это за церковь? – спросила я.
– Это не церковь, это Храм, – последовал Ответ.
Я с интересом посмотрела вокруг, на Него.
– Почему Ты явился в этом облике?
– В этом облике Меня знают все.
– А зачем сперва был отец Сергий?
Ответа нет. Я и так поняла. Продолжаю рассматривать Храм.
– Этот Храм мы будем реставрировать, – сказал Он.
Я кивнула. И, прикидывая, как будет, сердцем потянулась то в одно место на стене, то в другое. В тех местах сразу же возникало свечение, стена обновлялась, на её фоне возникало изображение, равное Христу по значимости и свечению, быстро приближалось настолько, что я успевала отметить, что это были живые облики мужчин, женщин. Все – с ровно-благожелательными улыбками. Они угасали, едва мой взгляд и притяжение сердца перемещались в другое место.
– Правильно всё поняла, – удовлетворённо кивнул Христос.
Я не ужаснулась предстоящему огромному объёму работы. Мне было достаточно слов: «Мы будем…»
|